БЛОГ БЛОГ БЛОГ БЛОГ БЛОГ БЛОГ БЛОГ БЛОГ БЛОГ БЛОГ БЛОГ БЛОГ БЛОГ БЛОГ БЛОГ
Блог

Как научить Гарри Поттера летать: 5 ошибок онлайн-курсов

Автор: Анастасия Плотникова @dumatidelat
На каникулах мы с детьми посмотрели "Гарри Поттер и философский камень". Детям все понравилось, а я как обычно не смогла отключить внутреннего методолога, и увидела, что в Хогвартсе методологически неверно ведут уроки. Если бы Дамблдор решил обучение магии из офлайн-формата перевести в онлайн, у него точно были бы проблемы :)

Разберемся, что не так?

2-минутный ролик с урока. Посмотрите!
Накосячила мадам Крюк, преподаватель полетов на метле. На ее уроке я насчитала аж 5 ошибок, которые и в очном то обучении влияют на результат учеников, а в онлайне так и подавно.
Опустим тот факт, что это кино, и там важна зрелищность, а не методологическая верность процесса. Также не смотрите, что в ролике обучают детей. Да, методика обучения взрослых и детей отличается, но ключевые принципы обучения остаются едины для всех.
С точки зрения процесса обучения людей новой для них информации и новым практикам учитель Мадам Крюк допустила 5 досадных ошибок, которые мешают ученикам быстро научиться летать на метле:

1. Формат обучения не соответствует численности учеников.

Мы имеем урок по обучению полётам на метле. Группа в количестве 26 человек. 26 человек в группе это очень много. Учителю ведь надо проследить, чтобы все услышали инструкцию, чтобы у каждого получилось; подстраховать учеников, когда они поднимутся в воздух, обеспечить безопасность и помочь, если что-то пойдет не так. Вы бы смогли сами держать внимание на каждом из 26 человек во время такой тренировки? А если бы они еще и все одновременно взлетели на своих метлах впервые?
Если бы мадам Крюк нужен был более быстрый результат, то она бы разделила класс на 2 подгруппы, или пригласила на урок 1-2 помощников из старших классов, чтобы те помогли ей и подстраховали ребят.
Переводим на язык онлайн-обучения: мастер-майнд в зуме на 20 человек с одним ведущим не будет эффективен для получения практических навыков. Максимум, вы сможете рассказать лекцию, и 2-3 человека потренируются что-то говорить или делать в прямом эфире. А остальные будут скучать с выключенными камерами и наивно полагать, что "потом все посмотрю в записи и разберусь".

2. Не созданы безопасные условия для практики.

Куда смотрит директор и завуч, непонятно - учить первоклашек летать на открытом воздухе? Вот Невил Долгопупс не справился с управлением и зацепился мантией за шпиль на крыше - а потом упал на землю, и наверняка отделался не просто синяками. А мадам Крюк в это время со всем остальным классом наблюдала за опасными кульбитами мальчика, вместо того, чтобы быстро помочь ему (кстати, а где ее учительская метла?).

Условия обучения на уроке полетов явно небезопасны. Представим, что у всех учеников получилось сесть на метлу, они взлетели, но в какой-то момент не справились с управлением, потеряли ориентир или запаниковали, стало страшно. Или начали сталкиваться друг с другом. Тогда окончание урока было бы более масштабным по травмам, никакого бы зелья для быстрого залечивания ран не хватило. А если у мадам Крюк не один первый класс в параллели, а, например пять? В травмпункт пришлось бы койки доставлять!
Для первого урока ребят надо было собрать в зале внутри школы, а пол застелить матами. Если на открытом воздухе, то тогда нужно было хотя бы сетку какую-то натянуть на высоте 10 метров, чтобы если и падать, то не так высоко, как со шпиля. Нам надо, чтобы они научились, а не убились, ведь так?
С онлайн-курсами для взрослых все точно так же. Наша задача как автора курса - создать безопасные условия для практики. Если условия будут «небезопасными», то взрослый даже пробовать не будет, потому что, он будет понимать, что вероятность негативного исхода велика. И это касается не только курсов вождения автомобиля или управления катером.
Даже в таких привычных темах, как психология общения или продажи, очень важны безопасные условия для практики. Предложите ученикам на общем созвоне рассказать о ситуациях, когда у них не получалось отстоять свое мнение перед руководством. И все откажутся, потому что испугаются непрошенных советов и оценок со стороны группы. Попросите учеников записать на видео/аудио их диалог со сложным клиентом (с отработкой предложенной на уроке техники) - не получите ни одного, ведь никто не хочет позориться и показывать себя неудачником, да еще с риском потерять клиента.
Переводим на язык онлайн-обучения: если даете практическое задание ученикам, позаботьтесь о том, чтобы ничего страшного не произошло, даже если ученик допустит ошибку. И не забывайте о правилах для группы - психологическую безопасность на курсах обеспечивают именно правила курса.

3. Нет тренировки "на кошках"

В продолжение темы страха и безопасности еще один нюанс - учитель не дала ребятам потренироваться на безопасном оборудовании перед тем, как выпускать "в поле". Наездник цирковой лошади сначала отрабатывает трюки на симуляторе, водолаз тренирует погружение в бассейне, а начинающий фотограф снимает одногруппников или членов семьи...
Дамблдору надо предложить установить в классе симулятор полетов на метле; было бы безопаснее начать полет не с реальных мётел, на которых летают, а с муляжей, с ограниченным радиусом действия. Можно и на обычных палках показать, как наклонять корпус, как поворачивать, как правильно держаться, и т.д.
Переводим на язык онлайн-обучения: в онлайн-курсе можно сначала дать практическое задание на каком-то тестовом примере. Например, выбрать из 5 резюме наилучшего кандидата на роль коммерческого директора (в курсе для HR), или провести коучинговую демо-сессию с одногруппником (в курсе для будущих коучей).
Тестовые задания помогают быстро отработать частые ошибки, получить обратную связь от учебного "клиента" и приобрести уверенность для практики в реале.

4. Много сложной теории перед практикой.

Видели, как мадам Крюк объясняла, как летать на метле? Она рассказывает первоклашкам сложную последовательность действий и дает очень много инструкций сразу. Оказывается, есть много нюансов, которые нужно учесть при выполнении этого практического задания «полетать на метле».
Полёт на метле - комплексное умение. Чтобы нормально летать, надо уметь:
  • поднять метлу в воздух
  • запрыгнуть на нее в воздухе
  • полететь вперёд, вниз и вверх
  • повернуть куда-то
  • затормозить
и так далее.
"Много-много новой информации, которую надо запомнить и сделать все правильно по инструкции, хотя я и метлы то ни разу в руках не держал! "
Для учителя все логично и очевидно, но только не для новичка в полетах. Юные маги если бы сели на свои мётлы, то, скорее всего, каждый что-то бы забыл из длинной инструкции мадам Крюк или допустил какую-то свою ошибку, потому что информации слишком много за раз.

Почему это неправильно и как сделать правильно?

Если ты обучаешь учеников действию по какому-то алгоритму, то каждый шаг этого алгоритма предполагает массу нюансов, которые невозможно сразу понять, запомнить и выполнять без ошибок. Ведь, например, чтобы полететь вниз на метле, наверняка важно определенным образом наклониться, чтобы не упасть с метлы? И это не только с полетом вниз, мы еще не разбирали особенности набора высоты в тумане, в дождь или когда за тобой погоня. Если ты даёшь одновременно много инструкций и не закрепляешь каждый шаг сразу в практике , то человек в итоге запоминает только какую-то часть из этих инструкций.
Переводим на язык онлайн-обучения: авторам часто кажется, что сначала надо дать полностью всю теорию, а потом уже общее практическое задание на отработку сразу всей теории.
Живой пример из моей практики: дизайнер интерьера обучала делать дизайн-проект комнаты. Алгоритм предполагал сначала сделать все замеры, потом определить функциональные зоны, затем определиться с цветовым решением, потом выбрать мебель и декор на разных сайтах, и потом все это с размерами занести в план. В курсе было 10 уроков (с теорией, картинками и ссылками на ресурсы), и все одно практическое задание - самое последнее - сделать дизайн-проект комнаты. В итоге это последнее задание делали только 2 человека из 10, остальные буксовали на определенных этапах алгоритма.
Если "практика в конце", то ученик как-то примерно в общих чертах запоминает теорию, и делает практически только то, с чем раньше был знаком, или что-то самое легкое. Не получает обещанный результат, разочаровывается в себе, в курсе, делает вывод, что "видимо это не мое" или "инфоцыгане заполонили рынок". Оно вам надо?

Изменить такую модель помогает «дробное обучение», когда теоретический материал мы разбиваем на маленькие кусочки и перемешиваем с практикой.

В случае с обучением полётов на метле мадам Крюк могла сказать: «Сначала мы выучим команды, как взлететь и как тормозить. Скажите "ААА", чтобы взлететь, и "БББ", чтобы остановиться. Пробуем!"
После успешной отработки двух команд можно было переходить к более сложным маневрам: "Скажите "ВВВ", чтобы опуститься вниз. Пробуем!"
Вывод: обучение необходимо разбить по кускам, и тогда ученик осваивает маленькие действия, закрепляет в практике, и телом и мозгом запоминает, как правильно. Потом соединяет эти все три-четыре кусочка в один непрерывный процесс. Так учеба будет проще и результативнее.

5. Нет информации о технике безопасности

Последний косяк мадам Крюк опять же завязан на безопасности. На уроке не рассказано о технике безопасности, хотя у нее там реальная опасность для жизни и здоровья! Нельзя толкаться, нельзя улетать выше уровня крыши, нельзя отпускать руки, когда летишь и т.п.
12 Surprising “Harry Potter” Book Facts That Were Left Out of the Movies /  Bright Side
Не знаю, может у них там была предварительная лекция в классе, но что-то я не увидела, чтобы она об этом напомнила.

В курсах "техника безопасности" должна охватывать все возможные ситуации на самом курсе и в практической отработке в частности.

Обычно этому посвящен вводный модуль на курсе: там мы рассказываем о правилах курса, о том, какие нужны инструменты на курсе, где лучше приобрести материалы, как лучше встраивать знания в жизнь и т.п.
  • На курсе колористики обязательны правила работы с красителями
  • На курсе по инвестированию обязательны правила "не брать кредит под инвестиции"
  • На курсе по гештальт-терапии важным будет правило "не практиковаться на родных"
Подумайте об учениках и предупредите их о том, что поможет им легче учиться и убережет от возможных негативных последствий.

Вот такие ошибки я нашла в фильме. В жизни есть ещё много разных ошибок в курсах и онлайн- продуктах, которые я встречаю.

Подробнее о том, как составить курс правильно с первого раза и как не наделать ошибок рассказываю в своей книге "Как создать свой онлайн-курс".
Как улучшить и докрутить существующий курс рассказываю в чек-листе «22 способа улучшить ваш курс». Там подробно расписываю каждый способ и даю конкретные примеры, как увеличить доходимость курса и результативность учеников.
Методология