Понедельник, Декабрь 10, 2018
bymeПриветствую!

Я - Анастасия Плотникова, живу и работаю в Хабаровске.

Пишу про то, как быть лучше и счастливее. А также про тренерство, про социальные сети и иногда путешествия. Люблю людей и драйв от того, что делаю. Выбирайте, что вам интереснее, всегда рада новым читателям.

 

22.11.2015

Импровизация в тренинге: как по ходу подогнать программу под группу. Опыт отдельно взятого тренинга

Импровизация в тренинге: как по ходу подогнать программу под группу. Опыт отдельно взятого тренинга Картинка из: goodfon.ru

Тренер - профессия творческая, и тренинг всегда предполагает определенный уровень импровизации: где-то ты меняешь только разминки, где-то переставляешь блоки тренинга местами, а где-то приходится на ходу заменять метод обучения на тот, который лучше по"зайдет" на эту конкретную группу.

Стороннему наблюдателю эта часть тренерской профессии неочевидна. Импровизация - это то, с чем встречаешься, когда погружаешься в тренерство достаточно глубоко, проводишь неоднократно одинаковые программы и периодически замечаешь, что "что-то не то" - то ли с группой, то ли с программой, то ли со мной.

Поэтому текст дальше будет скорее для уже состоявшихся тренеров или хотя бы тех, кто хоть немного себя в этом попробовал. Я хочу рассказать про свой свежий пример импровизации - на тренинге тренеров "Как учить взрослых", который я проводила неделю назад.

Начну с того, что программа тренинга состояла из трех больших "кусков", взятых мною с других моих программ. Каждый "кусок" сам по себе был отработан не на одной группе - я знала, как реагируют группы на упражнения, какие акценты могут быть необходимы и куда может "занести" будущих тренеров в их запросах. Перед тренингом я всегда пишу себе план - на листе А4 набрасываю блоки обучения на первый день тренинга и тезисно их содержание. К этому тренингу я тоже набросала план первого дня. И импровизировать пришлось уже в первые 2 часа тренинга.

ПРИМЕР №1

По моей задумке, этап "Знакомство" должен был протекать примерно так:

Сначала я прошу всех по очереди представиться и рассказать о себе и цели своего участия в тренинге (так участники понимают, кто откуда, а я как тренер примерно понимаю профессиональный уровень группы и вероятный запрос на обучение).

Потом я предлагаю попробовать еще один способ знакомства группы - упражнение "Нас с тобой объединяет...". Это упражнение, где участники сначала в парах, потом в четверках, а потом и всей группой целиком ищут и находят 5 вещей, которые их объединяют. Это упражнение достаточно быстрое, позволяет включить мозг и узнать друг друга глубже, и в то же время раскрепощает группу, потому что в какой-то момент кто-то догадывается, что в конце все закончится всеобщим поиском чего-то одинакового.

После этих двух упражнений, я, по идее, задаю вопрос группе "А зачем мы все это делали", и мы выходим к значимости этапа "Знакомства" в тренинге. Также здесь же разбираем другие варианты знакомства группы (например, если участников будет много/мало, они будут уже знакомы друг с другом или негативно настроены на обучение).

По факту получилось вот как:

Все задуманные упражнения прошли как и планировалось, а на финальном обсуждении один из участников привел в пример упражнение "Снежный ком", которое тоже хорошо подходит для знакомства. Она стала объяснять технологию, немного неверно, и тут я поняла, что группе полезнее будет не просто послушать про "Снежный ком", а попробовать его на себе. И мы сыграли в "Снежный ком", немного усложнив его по ходу.

В итоге, группа узнала еще одно упражнение, и время на этот блок увеличилось на лишние 10 минут.

Дальше. ПРИМЕР №2

Во второй день обучения я предполагала дать участникам технологию составления учебного блока в тренинге.

По моей задумке, это должно было происходить примерно так:

Сначала я рассказываю в общем из каких трех больших блоков должна строиться программа тренинга.

Затем я выдаю теорию по технологии построения учебного блока (что и за чем давать), привожу пример из жизни (типа того, как научиться варить борщ или водить машину), а потом привожу пример из тренинга продаж, как самого популярного, и который каждый или вел или будет вести в своей бизнес-тренинговой практике.

После этого, чтобы потренироваться блок составлять самостоятельно, я планировала дать вот такой прекрасный пример правил:

pamjatka-po-rabote-v-proektah

С участниками мы бы выбрали какое-то одно правило, устно быстро обсудили бы, чему тут учить (какие навыки отрабатывать), и дальше участники в мини-группах должны были составить учебный блок на отработку этого правила по заданной технологии. В итоге у нас должно было получиться 3 разных учебных блока по одной и той же теме.

Такой подход позволил бы понять, как работает теория в практике, но при этом не уходить сильно в глубину разработки программы. Разработка программы тренинга - это отдельная история, которой нужно посвящать отдельное время, а в открытой группе не всем начинающим тренерам нужна эта глубина.

По факту получилось вот как:

Ближе к концу первого дня стало понятно, что группу разработка программы волнует как раз больше всего. Самый большой блок вопросов на снятии ожиданий был именно по структуре тренинга, по тому "что за чем давать" и "как выстроить программу правильно". Вопросы по ходу дня участники тоже задавали типа "а вот как это мне в моей теме сделать?" или "Я делаю, как написано в программе, но не понимаю, зачем я это делаю". Тема работы с аудиторией и выступления "на сцене", на которую я хотела сделать как раз больший упор, не особо волновала участников, судя по их словам и даже учитывая результаты одного проблематизирующего упражнения на эту тему.

 Заготовленный мой кейс с правилами был бы участникам совсем не актуален и после него точно бы была обратная связь типа "я понял, как это работает, но не понимаю, как это применить к своей теме".

Посему, в итоге все получилось по-другому.

В конце первого дня я дала участникам домашнее задание - подготовить упражнение по своей теме обучения на основе одного из методов тренинга, которые мы к этому времени уже изучили.

Во второй день тренинга, когда мы подобрались к теме разработки программы, сначала я дала теорию по технологии с жизненными примерами (как и планировала). Потом я объединила участников в мини-группы и дала задание: разработать учебные модули по своим темам, используя подготовленное дома упражнение.

Дальше мы сделали круговую презентацию, где участники "защищали" свои модули друг перед другом, дорабатывая по ходу. Я, как тренер, также дала обратную связь по каждому разработанному модулю каждому участнику, в рамках этого же упражнения.

Затем - обратная связь по ценности полученного опыта и выводам, и в завершении я даю еще информацию про те самые три больших блока, из которых должна строиться программа тренинга.

В итоге мы потратили порядка полутора часов, и результатом стало понимание каждого, как применять инструмент и как делать это именно в своей теме.

И в завершении еще один пример из того же тренинга.

ПРИМЕР №3

тр тр 14-15 нояб 15 Плотникова 59 мал

По окончании обучения я всегда беру обратную связь от участников и стараюсь это делать в визуальном виде. Речь даже не об анкетах обратной связи, а о том, чтобы участники сами на финальном шеринге написали/нарисовали и озвучили свой результат от обучения.

По моей задумке, завершение тренинга должно было быть таким:

Я раздаю участникам по три цветные карточки из своей фасилитационной копилки и прошу написать на них:

  • Что я начну делать после тренинга - на зеленой карточке
  • Что я делал раньше и продолжу делать после тренинга - на голубой карточке
  • Что я прекращу делать после тренинга из того, что делал раньше- на красной карточке

Затем я попрошу участников вывесить все это на стену и потом устно еще раз проговорить в круг.

Это упражнение мне нравится своей структурированностью и наглядностью: участники хочешь-не хочешь, а подведут содержательный итог обучения, а я получу всю обратную связь с тренинга на одной фотографии.

По факту получилось вот как:

Последней содержательной темой тренинга была работа с вопросами от группы - мы разбирали, как реагировать на уместные и неуместные вопросы из группы. Для этой работы я попросила участников написать эти самые вопросы на этих же самых карточках, а потом на них же и ответы на вопросы. Потом мы еще проговаривали эти вопросы и теребили карточки в руках - в общей сложности порядка 20 минут.

Просить после этого группу опять написать что-то на точно таких же карточках и еще 20 минут это обсуждать - было бы глупо... Было подозрение, что народ подошел бы к этой работе не так включенно, как бы мне хотелось.

Поэтому я все переиграла и разложила на столе картинки из колоды "Имаджинариума" (предварительно отобрала те, на которых были изображены одиночные персонажи, с которыми можно себя с-ассоциировать). Участников попросила подойти к столу и выбрать именно ту картинку, которая отражает их представление о себе как о тренере на данный момент, после окончания обучения. Ну и дальше в кругу, попросила показать, что выбрали и поделиться, почему именно эту картинку.

Результаты получились отличными: группа переключилась на творческий процесс - раз; увидела еще один способ подведения итогов - два; осознанно подвела итоги - три.

тр тр 14-15 нояб 15 Плотникова 58 мал

Вот такие три примера из реальной практики.

У меня крайне редко бывает без импровизации, и я уже точно знаю, что лучшая импровизация - это заранее подготовленная импровизация. А как у вас? Расскажите про свои успешные импровизации?

Copyright@ Анастасия Плотникова, ноябрь 2015 г.

Прочитано 2053 раз
Анастасия Плотникова

Блог про клиенториентированность, тренерство, управление временем и сотрудниками.

Комментарии через соц. сервисы:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

веревка обложка

Среди моих клиентов

delrus_0
merilen_1 worldclass_0
atbbank promcvetmet
fond27 oboronenergo
ciseventsgroup 620 320 ГАУ МФЦ Республика Саха Якутия
russdragmet 200 

Последние комментарии

  • Оксана 28.05.2015 10:45
    Трансформация формата - реально крутое решение
     
  • Алексей 11.11.2014 12:18
    Полностью согласен - не надо помогать расти тем, кто расти не хочет. Катастрофически времени не хватает ...
     
  • Kia 13.04.2014 13:21
    I do trust all of the ideas you've presented in your post. They're very convincing and can definitely ...
     
  • Анастасия 26.03.2014 12:44
    Ира, спасибо за продолжение стихотворной формы! Никогда не думала. что так можно предлагать свои ...
     
  • Ирина Токарчук 26.03.2014 11:43
    Как раз сегодня переживала и ДУМАЛА ВЕСЬ ДЕНЬ, что делатьть с сумкой вещей не очень нужных..... ответ ...

Разработка сайта Web-студия Zavodd - разработка сайтов в Хабаровске